Бизнес и E-commerce

Конкурентных переговоров. Единый отраслевой стандарт закупок госкорпорации «росатом

Процесс выбора контрагента можно упростить, если в положении о закупках помимо конкурса или аукциона предусмотреть и иные способы закупки, в том числе:

Это позволяет сделать Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Запрос котировок

О проведении запроса котировок предприятие сообщает неограниченному кругу лиц, разместив извещение на официальном сайте . Побеждает в запросе котировок участник, предложивший наиболее низкую цену (п. 1 ст. 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).

Чтобы определить в положении о закупках правила проведения запроса котировок, можно руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ, но это не обязательно. В положении предприятие вправе самостоятельно определить конкретные условия проведения запроса котировок, например:

  • процедура запроса котировок не накладывает на предприятие обязательства заключить договор с победителем запроса котировок или иным его участником;
  • предприятие вправе на любом этапе процедуры запроса котировок отказаться от его проведения, разместив сообщение об этом на официальном сайте. При этом предприятие не несет ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению затрат, связанных с подготовкой и подачей котировочной заявки;
  • предприятие не несет ответственности, если претенденты или участники закупок не ознакомились с извещением об отказе от проведения запроса котировок;
  • каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Запрос котировок стоит проводить в тех случаях, когда, например, точно определены все технические и функциональные требования к закупаемой продукции и принято решение использовать при отборе победителя единственный критерий - цену договора.

Закон о закупках не содержит в себе правил о проведении запроса котировок. Поэтому предприятие вправе самостоятельно в положении определить порядок и случаи его проведения. Однако, описывая условия запроса котировок в положении о закупке, нужно учитывать требования антимонопольного законодательства. Они установлены в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Указанная статья запрещает при проведении запроса котировок и совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В том числе когда:

— предприятие создало преимущественные условия участия одному или нескольким участникам, в том числе путем доступа к информации. Условия не считаются преимущественными, если требования к участникам не носят персонифицированный характер и распространяют свое действие на всех без исключения возможных участников;

Пример из практики: суд поддержал решение антимонопольного органа, указав, что требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает антимонопольное законодательство и законодательство о закупках

ФГУП «С.» разместило на специализированном сайте извещение о проведении открытого конкурса на выполнение проектных и строительно-монтажных работ на территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО). ООО «Д.», чья заявка на участие была отклонена, обратилось с жалобой в УФАС по Пензенской области (далее - антимонопольный орган).

Антимонопольный орган жалобу удовлетворил, указав следующее. ФГУП «С.» предусмотрело в конкурсной документации, что участники должны быть зарегистрированы по месту выполнения работ (оказания услуг). Участники, которые не имели такой регистрации, к конкурсу не допускались. Значит, конкурсная документация нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ФГУП «С.» обратилось в суд.

Суд в иске отказал, сославшись на следующее. ЗАТО представляет собой территорию, где установлен особый режим безопасного функционирования организаций и объектов (ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). В частности, въезд на его территорию ограничен. Поэтому работники победившего участника конкурса в случае необходимости должны будут получать разрешение на въезд. Этот факт необходимо учитывать участникам и безусловно соблюдать в случае признания их победителями. Вместе с тем, названные условия не могут быть истолкованы как исключающие саму возможность осуществления деятельности и участие в конкурсных процедурах российских хозяйственных обществ, не зарегистрированных на территории ЗАТО.

Таким образом, требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает не только Закон о защите конкуренции, но и цели и принципы Закона о закупках (ст. 1, 3 Закона о закупках) (определение Верховного суда РФ от 21 января 2015 г. по делу № 306-КГ14-1616, А49-8135/2013).

— предприятие нарушило порядок определения победителя запроса котировок;

Пример из практики: суд пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа, поскольку общество при определении победителя запроса предложений использовало дополнительный критерий, который не был предусмотрен закупочной документацией

Было представлено четыре заявки от ООО «Р.», ОАО «С.», ООО «Н.» и ООО «Р.Г.». Закупочная комиссия признала заявку ООО «Р.» не соответствующей требованиям закупочной документации. С допущенными участниками были проведены заочные переговоры о снижении цены договора и подтверждении соблюдения графика поставки. Победителем было признано ООО «Р.Г.».

ОАО «С.» не согласилось с таким результатом и обратилось с соответствующей жалобой в ФАС России.

Антимонопольный орган провел проверку и пришел к выводу, что победителем запроса предложений должно было стать ОАО «С.».

Заказчик обратился в суд с требованием признать незаконным решение ФАС России. Суд в удовлетворении заявления отказал, сославшись на следующее. Закупочной документацией предусмотрено два критерия оценки заявок: цена договора и опыт участника. Однако при определении победителя закупочная комиссия использовала дополнительный критерий - соблюдение или несоблюдение графика поставок в окончательной заявке участников. Поэтому правомерны выводы антимонопольного органа о том, что истец нарушил и закупочную документацию, и пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2015 г. № Ф05-15169/2014 по делу № А40-34303/14).

— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок и (или) их сотрудники участвуют в нем. Следует иметь в виду, что если какое-либо из этих лиц является учредителем юридического лица, такое юридическое лицо вправе участвовать в запросе котировок, который они проводят. Такой вывод следует из судебной практики;

Пример из практики: суд признал недействительными решение и предписание антимонопольного органа, поскольку закон не устанавливает запрета на участие в торгах юридических лиц, учредителями которых являются организаторы торгов или заказчики и (или) их сотрудники

Были представлены заявки от ООО «Б.» и ООО «И.».

Комиссия отклонила заявку ООО «И.», поскольку она была подана непосредственно заказчику, но не размещена на сайте. Кроме того, в составе заявки отсутствовало согласование Управления корпоративной защиты.

Заявка ООО «Б.» к участию допущена и признана победителем запроса предложений.

Решением УФАС действия заказчика признаны незаконными. Одним из оснований принятия решения и вынесения предписания послужил вывод УФАС о том, что заявка на участие в запросе предложений подписана от имени ООО «Г.» гражданином С. Он на момент подачи заявки являлся одновременно советником генерального директора заказчика, что нарушает требования пункта 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

ООО «Г.» обжаловал решение УФАС в судебном порядке.

Суд удовлетворил заявление, сославшись на следующее. Закон о защите конкуренции содержит запрет на непосредственное участие в торгах организатора, заказчика либо их сотрудников. Однако он не содержит запрета на участие в торгах юридических лиц, руководителями которых являются сотрудники организатора, заказчика. Поэтому то обстоятельство, что сотрудник заказчика С. одновременно являлся генеральным директором участника запроса предложений, нельзя считать незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2013 г. по делу № А52-326/2013).

— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок координирует деятельность его участников.

При этом нужно иметь в виду, что заказчик и организатор также не вправе:

  • проводить переговоры с участником с момента объявления закупки до определения победителя, если иное не предусмотрено положением о закупках;
  • предоставлять участникам сведения о предложениях других участников, ходе закупки и принимаемых решениях. Запрет не распространяется на сведения, которые находятся в открытом доступе.

Такой вывод следует из пункта 1 раздела V Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России 21 июля 2015 г.).

Пример из практики: антимонопольный орган вынес решение о привлечении заказчика к ответственности за координацию деятельности участников конкурсов и запроса котировок. Основанием для отмены этого решения в суде стало получение доказательств координации с нарушением закона

После этого в антимонопольный орган поступили сведения, что заказчик и участники торгов действовали согласованно при их организации и проведении. В качестве доказательств были представлены телефонные переговоры должностных лиц и участников торгов.

Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Это привело к недопущению конкуренции на рынке услуг по профессиональной переподготовке. Виновным лицам выдали предписания.

ТУ обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Суд удовлетворил требования, указав, что представленные доказательства (записи переговоров) не соответствуют принципу допустимости. Отсутствовала санкция суда на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, что не позволяло установить законность прослушивания.

Суд кассационной инстанции оставил решение в силе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2012 г. по делу № А56-57760/2011, определением ВАС РФ от 29 декабря 2012 г. № ВАС-16913/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Конкурентные переговоры

Для определения победителя предприятие проводит переговоры не менее чем с двумя участниками процедуры закупки. Основные признаки такого способа закупки:

  • в ходе переговоров участники делают свои предложения о порядке выполнения договора;
  • все требования, которые касаются переговоров, руководящие указания, документацию, разъяснения или другую информацию нужно довести до всех участников;
  • переговоры между предприятием и участником носят конфиденциальный характер. По общему правилу ни одна из сторон не раскрывает другим лицам техническую, ценовую или иную рыночную информацию без согласия другой стороны;
  • как правило, после завершения переговоров предприятие просит всех участников представить к указанной дате наилучшую и окончательную оферту в отношении всех аспектов их предложений. Из них предприятие выбирает лучшую.

Такие признаки конкурентных переговоров перечислены в статье 49 Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Этот документ можно использовать в качестве рекомендательного при подготовке положения о закупке.

В целом конкурентные переговоры схожи с запросом предложений. Однако на переговорах происходит реальное общение. Как правило, при этом составляют протокол. Предприятию важно закрепить в положении, что конкурентные переговоры не являются торгами. В противном случае на них будет распространяться антимонопольное законодательство.

Пример формулировки условия о том, что конкурентные переговоры не являются торгами

«Конкурентные переговоры проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не являются аукционом либо конкурсом и их проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Конкурентные переговоры также не являются публичным конкурсом и не регулируются статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем конкурентных переговоров или иным их участником».

Запрос предложений

При запросе предложений (предложении делать оферты) комиссия устанавливает в тексте запроса предложений критерии и порядок оценки оферт. На основании них она определяет участника, который предложил лучшие условия договора.

При этом лицо, которое инициировало запрос предложений, не обязано заключать договор с участником, предложившим лучшие условия. В этом состоит отличие запроса предложений от торгов. Это нужно отразить в положении о закупках. Формулировка может быть , как и для описания специфики конкурентных переговоров.

Если этого не предусмотреть в положении о закупках, то запрос предложений может быть квалифицирован как торги. И тогда на предприятие будет налагаться весь объем соответствующих гражданско-правовых обязательств.

Пример из практики: суд отказал в требовании обязать заказчика заключить договор с победителем открытого запроса предложений, поскольку запрос не являлся торгами

Победителем запроса было объявлено ООО «Р.». Заказчик подписывать договор отказался в связи с тем, что передал здание в аренду.

ООО «Р.» обратилось в суд с требованием обязать заказчика заключить договор.

Суд в иске отказал, исходя из следующего. Процедура запроса предложений не является торгами, о чем прямо указано в локальных актах, регулирующих закупки ЗАО «Д.». Данная процедура не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в том числе по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником. Это значит, что ЗАО «Д.» имело право отказаться от заключения договора в случае изменения своих потребностей или иных обоснованных причин (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2014 г. № Ф09-8172/14 по делу № А34-1410/2014).

Особо стоит отметить, что на запрос предложений распространяется антимонопольное законодательство.

Закупка у единственного поставщика

При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предприятие предлагает заключить договор только одному лицу.

Закон о закупках не ограничивает случаи, когда можно использовать такой способ закупки. Поэтому предприятию стоит предусмотреть в положении о закупках соответствующие условия. Можно указать, к примеру, случаи, перечисленные в статье 93 Закона № 44-ФЗ, и другие.

Главная > Статья

Глава 11. Закупки путем конкурентных переговоров

Статья 58. Конкурентные переговоры

1. При использовании метода конкурентных переговоров Заказчик, организатор размещения заказа проводит переговоры не менее чем с двумя участниками процедуры закупки с целью обеспечения эффективной конкуренции. 2. Размещение заказа в форме конкурентных переговоров применяется в случаях когда предполагается заключение договора о закупках в целях получения информационных или консультационных услуг, проведения научных исследований, экспериментов или разработок когда Заказчику затруднительно сформулировать подробные спецификации продукции или определить характеристики услуг или если в силу технических особенностей продукции необходимо провести переговоры с поставщиками. 3. Конкурентные переговоры проводятся в соответствии с законодательством российской Федерации, но не являются редукционом либо конкурсом и их проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Конкурентные переговоры также не являются публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником. 4. Порядок проведения конкретных конкурентных переговоров устанавливается в Документации о проведении конкурентных переговоров (далее - «Документация») в соответствии с требованиями настоящего Стандарта. 5. Участником конкурентных переговоров может быть любое лицо, отвечающее требованиям, установленным в настоящем Стандарте и Документации, своевременно подавшее Заявку на участие в конкурентных переговорах (далее – «Заявка») организатору размещения заказа, оформленную в соответствии с требованиями Документации. 6. Заказчик, уполномоченный орган, вправе на любом этапе отказаться от проведения конкурентных переговоров, разместив соответствующую информацию на официальном сайте.


Статья 59. Стадии проведения конкурентных переговоров

1. Конкурентные переговоры проводятся в следующей последовательности: - размещение полного текста извещения о проведении конкурентных переговоров на официальном сайте о размещении заказов; - предоставление участникам процедур закупки Документации; - подготовка потенциальными участниками своих заявок на участие в конкурентных переговорах; - подача заявок, прием и вскрытие конвертов; - отбор участников конкурентных переговоров, оценка заявок, проведение конкурентных переговоров и выбор Победителя; - подписание Договора с Победителем конкурентных переговоров; - уведомление Участников о результатах конкурентных переговоров.

Статья 60. Размещение извещения о проведении конкурентных переговоров

1. Извещение о проведении конкурентных переговоров размещается на официальном сайте о размещении заказов не менее чем за 15 дней до даты окончания приема Заявок. Одновременно с размещением Извещения на официальном сайте о размещении заказов Извещение о проведении конкурентных переговоров, по усмотрению Заказчика или организатора размещения заказа может быть опубликовано в периодическом печатном издании. 2. Извещение о проведении конкурентных переговоров должно содержать следующую информацию: 1) форма процедуры закупки; 2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона и факса Заказчика, организатора размещения заказа, специализированной организации; 3) предмет договора с указанием объема выполняемых работ, оказываемых услуг; 4) место выполнения работ, оказания услуг; 5) начальная (максимальная) цена договора (в случае если она определена Заказчиком, организатором размещения заказа); 6) срок, место и порядок предоставления Документации, официальный сайт о размещении заказов, на котором размещена Документация; 7) срок окончания подачи заявок, место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурентных переговорах, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурентных переговоров; 8) сведения о предоставлении преференций. 3. Организатор размещения заказа вправе внести изменения в Извещение о проведении конкурентных переговоров. В случае внесения изменений в Извещение о проведении конкурентных переговоров такие изменения должны быть размещены на официальном сайте о размещении заказов, в котором было размещено Извещение о проведении конкурентных переговоров не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурентных переговорах.

Статья 61. Документация о проведении конкурентных переговоров, порядок и срок ее представления

1. Документация о проведении конкурентных переговоров должна содержать все установленные организатором размещения заказов требования к предмету закупки и условия участия в конкурентных переговорах, требования к заявке на участие в конкурентных переговорах, срок и место проведения процедур конкурентных переговоров, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентных переговорах с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения, а также иные условия, определенные организатором размещения заказов. В документации может содержаться перечень сведений и документов, которые необходимо представить участникам, в том числе о привлекаемых ими соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках), подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям документации и настоящего Стандарта, и необходимых к представлению в составе заявки участника. В случае проведения конкурентных переговоров с начальной (максимальной) ценой договора 100 миллионов рублей с НДС и более, по решению заказчика, в документации о проведении конкурентных переговоров может быть предусмотрена возможность подачи участником процедуры закупки альтернативных предложений в составе заявки на участие. Альтернативным является предложение, дополнительное к основному и содержащее одно или несколько измененных относительно содержащихся в основном предложении организационно-технических решений, коммерческих решений, характеристик поставляемой продукции или условий договора. Альтернативное предложение не может отличаться от основного только ценой. Альтернативные предложения допускаются только в отношении установленных требований к продукции или условиям договора. Заказчик должен определить, по каким аспектам требований или условиям договора допускаются альтернативные предложения. Если заказчиком не определены аспекты требований или условия договора, по которым допустимо предоставление альтернативных предложений, в документации о проведении конкурентных переговоров должно быть указано, что подача альтернативных предложений не допускается. Заказчик вправе ограничить количество альтернативных предложений, подаваемых одним участником. Документация о проведении конкурентных переговоров должна предусматривать правила подготовки и подачи альтернативных предложений, в т.ч. обязанность участника процедуры закупки явно их обособить в составе заявки на участие в конкурентных переговорах. 2. Документация о проведении конкурентных переговоров предоставляется со дня размещения Извещения о проведении конкурентных переговоров на официальном сайте и до дня окончания приема заявок в письменной форме по запросам участников конкурентных переговоров, направляемых в письменной форме. Документация должна быть предоставлена в сроки срок двух рабочих дней по запросу участника, оформленного надлежащим образом. Участники, получившие Документацию о проведении конкурентных переговоров в письменной форме, подлежат регистрации в соответствующем журнале выдаче Документации. 3. Организатор размещения заказа вправе внести изменения в Документацию о проведении конкурентных переговоров. Изменения должны быть размещены на официальном сайте о размещении заказов, на котором размещено Извещение и Документация о проведении конкурентных переговоров. Заказчик, организатор размещения заказа по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника процедуры закупки вправе принять решение о внесении изменений в Документацию не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурентных переговорах.


Статья 62. Требования к участникам конкурентных переговоров

1. В конкурентных переговорах могут принять участие любые лица,
своевременно подавшие надлежащим образом оформленные заявки и документы согласно размещенному на официальном сайте о размещении заказов извещению и документации о проведении конкурентных переговоров.


Статья 63. Подготовка заявки на участие в конкурентных переговорах

1. Потенциальный участник конкурентных переговоров подготавливает заявку на участие в конкурентных переговорах в соответствии с требованиями, установленными Документацией по проведению конкурентных переговоров. 2. Участник конкурентных переговоров вправе направить организатору размещения заказа в письменной форме запрос о разъяснении Документации о проведении конкурентных переговоров. Организатор размещения заказа обязан ответить на такой запрос, направив копию ответа с указанием сути запроса, одновременно всем потенциальным участникам, официально получившим Документацию по проведению конкурентных переговоров и зарегистрированным в Журнале выдачи такой Документации. При этом ответ на запрос должен быть направлен потенциальным участникам в сроки, достаточные для учета потенциальными участниками полученных разъяснений. При необходимости организатор размещения заказа может продлить срок окончания подачи заявок. 3. Ответ на запрос также должен быть размещен на официальном сайте о размещении заказов в срок не позднее двух рабочих дней с даты получения запроса организатором размещения заказа.


Статья 64. Подача заявки на участие в конкурентных переговорах

1. Заявка на участие в конкурентных переговорах должна быть подана по адресу организатора размещения заказа в письменной форме, в запечатанном конверте на котором указаны название участника и предмет конкурентных переговоров. 2. Заказчик принимает заявки на участие в конкурентных переговорах от участников конкурентных переговоров в сроки и в порядке, установленные в Извещении о проведении конкурентных переговорах и Документации. Организатор размещения заказа по требованию потенциального участника выдает расписку лицу, доставившему конверт, о его получении с указанием даты и времени получения. 3. Участник имеет право подать только одну заявку на участие в конкурентных переговорах. В случае если Участник подал более одной заявки на участие в конкурентных переговорах, все заявки на участие в конкурентных переговорах данного Участника отклоняются без рассмотрения (за исключением документов поданных в соответствии с положениями части 7 настоящей статьи). Если в документации о проведении конкурентных переговоров предусмотрена возможность подачи альтернативных предложений, участник процедуры закупки в составе заявки на участие в конкурентных переговорах помимо основного предложения вправе подготовить и подать альтернативные предложения, при этом альтернативные предложения принимаются только при наличии основного предложения. Основным должно быть предложение, в наибольшей степени удовлетворяющее требованиям и условиям, указанным в документации о проведении конкурентных переговоров. Если подается одно предложение с допустимыми документацией о проведении конкурентных переговоров параметрами, такое предложение считается основным. 4. Заявки, поданные после окончания срока подачи заявок и не принятые организатором размещения заказа, возвращаются Участнику в тот же день вместе с описью документов (с отметкой об отказе в приеме) путем вручения их Участнику или его уполномоченному представителю под расписку либо путем отправления по почте с уведомлением о вручении. 5. Участник вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в конкурентных переговорах после её подачи в любое время до истечения срока предоставления заявок на участие в конкурентных переговорах. В случае представления изменений заявки на участие в конкурентных переговорах изменение необходимо оформить и запечатать в конверт согласно требованиям Документации с дополнительной надписью «Изменение заявки на участие в конкурентных переговорах». 6. Комиссия в установленное в Документации о проведении конкурентных переговоров и Извещении о проведение конкурентных переговоров время и дату проводит процедуру вскрытия поступивших конвертов с заявками на участие в конкурентных переговорах. 7. Во время процедуры вскрытия конвертов ведется протокол, в котором отражается вся оглашенная информация. Протокол подписывается всеми присутствующими членами Комиссии и Заказчиком непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурентных переговорах и размещается на официальном сайте о размещении заказов не позднее дня следующего за днем вскрытия конвертов. 8. В случае если на участие в конкурентных переговорах подана только одна заявка конкурентные переговоры признаются не состоявшимися. Договор с единственным потенциальным участником конкурентных переговоров не заключается.


Статья 65. Отбор участников конкурентных переговоров, проведение конкурентных переговоров

1. Комиссия рассматривает заявки на участие в конкурентных переговорах на соответствие требованиям, установленным в документации о проведении конкурентных переговоров к оформлению и содержанию заявок на участие в конкурентных переговорах и к участникам конкурентных переговоров, а также к привлеченным им соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) в том случае, если заказчиком, уполномоченным органом допускается привлечение участником процедуры закупки соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) и если требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены документацией о проведении конкурентных переговоров. 2. В рамках стадии отбора комиссия может запросить участников разъяснения или дополнения их заявок на участие в конкурентных переговорах, в том числе представления дополнительных документов. 3. По результатам проведения стадии отбора комиссия имеет право отклонить заявки на участие в конкурентных переговорах, которые: не отвечают требованиям документации по предмету конкурентных переговоров, по оформлению и составу заявок; поданы участниками конкурентных переговоров, не отвечающими требованиям документации о проведении конкурентных переговоров, или привлеченные ими для исполнения договора соисполнители (субподрядчики, субпоставщики) не соответствуют требованиям документации (если требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в документации). При рассмотрении заявок на участие в конкурентных переговорах комиссией рассматриваются отдельно (в части представленных альтернатив) основное и альтернативные предложения участника. Если какое-либо альтернативное предложение отличается от основного или другого альтернативного только ценой, то все альтернативные предложения такого участника отклоняются. 4. По завершении стадии отбора членами комиссии составляется Перечень участников конкурентных переговоров, допускаемых к этапу проведения переговоров (далее – Перечень), с указанием предложений участника (основное/ альтернативное), если таковые подавались». 5. По результатам стадии отбора комиссией составляется протокол, в котором указывается, перечень участников, подавших заявки на участие в конкурентных переговорах, сведения об отклоненных заявках на участие в конкурентных переговорах, с указанием причин отклонения, и сведения о допущенных к конкурентным переговорам участниках, вошедших в Перечень, указанный в части 4 настоящей статьи. Указанный протокол размещается на официальном сайте о размещении заказов не позднее дня, следующего за днем подписания протокола. При этом в протоколе, размещаемом на официальном сайте, допускается не указывать сведения о составе комиссии и данных о персональном голосовании комиссии.


Статья 66. Проведение конкурентных переговоров

1. После рассмотрения заявок на участие в конкурентных переговорах лица, уполномоченные комиссией, проводят протоколируемые переговоры с определенными в Перечне участниками конкурентных переговоров. 2. Переговоры могут проводиться в один или несколько туров. Очередность переговоров устанавливает комиссия. Переговоры могут вестись в отношении любых требований Заказчика и любых предложений участника, касательно свойств и характеристик работ, услуг, условий выполнения работ, оказания услуг и оплаты, условий и формы договора, условий и порядка привлечения участником соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) в том случае, если заказчиком, уполномоченным органом допускается привлечение участником процедуры закупки соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для исполнения договора. 3. Участникам, допущенным к переговорам, должны быть направлены уведомления с указанием даты, времени и места проведения конкурентных переговоров. 4. При проведении переговоров все участники данных переговоров обязаны соблюдать конфиденциальность и следующие требования: любые переговоры между лицами, уполномоченными комиссией и участником конкурентных переговоров, носят конфиденциальный характер; ни одна из сторон переговоров не раскрывает никакому другому лицу никакой технической, ценовой или иной информации, относящейся к этим переговорам, без согласия другой стороны; в процессе переговоров между лицами, уполномоченными комиссией и участником конкурентных переговоров, должно быть выбрано предложение участника (основное/альтернативное), если таковые предложения отражены в Перечне. 5. Переговоры протоколируются, каждый протокол переговоров подписывается присутствующими на проведении конкурентных переговоров уполномоченными комиссией лицами и участниками переговоров.


Статья 67. Выбор Победителя конкурентных переговоров

1. Оценка заявок на участие в конкурентных переговорах осуществляется с учетом зафиксированных в протоколе результатов переговоров в соответствии с процедурами и критериями, установленными в документации о проведении конкурентных переговоров. Критериями оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентных переговорах могут быть критерии, указанные в части 1 статьи 13.1. 2. На основании результатов оценки заявок на участие в конкурентных переговорах каждой заявке на участие в конкурентных переговорах относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них и протоколах переговоров условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурентных переговорах, в которой (с учетом сведений, указанных в протоколах переговоров с подавшим ее участником) содержатся лучшие условия, присваивается первый номер. Победителем конкурентных переговоров признается участник, заявке на участие, в конкурентных переговорах которого присвоен первый номер. 3. Комиссия ведет протокол оценки заявок на участие в конкурентных переговорах, в котором отражаются сведения о месте, дате, времени проведения оценки таких заявок, о порядке оценки заявок на участие в конкурентных переговорах, наименования и почтовые адреса участников, заявки которых были оценены, о принятом на основании результатов оценки на участие в конкурентных переговорах о присвоении таким заявкам порядковых номеров, наименование и почтовый адрес участника конкурентных переговоров, признанного Победителем, который подписывается членами комиссии. Указанный протокол размещается на официальном сайте о размещении заказов не позднее дня, следующего за днем подписания протокола. При этом в протоколе, размещаемом на официальном сайте, допускается не указывать сведения о составе комиссии и данных о персональном голосовании комиссии.

Статья 68. Заключение договора по итогам проведения конкурентных переговоров

1. Победитель конкурентных переговоров должен обеспечить подписание Договора со своей стороны в срок не более чем 10 (десять) календарных дней со дня подписания протокола оценки заявок на участие в конкурентных переговорах Заказчиком. Заказчик подписывает договор со своей стороны после получения подписанного победителем конкурентных переговоров договора в срок, установленный в документации о проведении конкурентных переговоров, но не ранее 10 дней с даты публикации протокола оценки заявок на участие в конкурентных переговорах. 2. Условия Договора определяются в соответствии с требованиями Заказчика указанными в Документации о проведении конкурентных переговоров и сведениями, содержащимися в заявке на участие в конкурентных переговорах с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров. 3. В случаях отказа Победителя от подписания Договора, в том числе в случае не подписания Договора в срок, установленный в части 1 настоящей статьи, Заказчик вправе заключить Договор с участником конкурентных переговоров, заявке которого был присвоен второй порядковый номер, затем – третий номер. В таком случае указанные участники конкурентных переговоров должны обеспечить подписание Договора в срок не более чем 10 (десять) календарных дней со дня получения уведомления о решении Заказчика заключить Договор. В случае отказа участников занявших первое, второе и третье место подписать Договор процедура проведения конкурентных переговоров признается не состоявшейся. 4. Заказчик при несогласовании сторонами условий Договора вправе без объяснения причин отказаться от заключения Договора, не возмещая Участнику понесенные им расходы в связи с участием в процедуре конкурентных переговоров. 5. Организатор размещения заказа после подписания Договора, а также в случаях, если конкурентные переговоры признаны несостоявшимися, публикует Извещение о результатах конкурентных переговоров на официальном сайте о размещении заказов, в котором указывает:
    наименование и адрес Победителя, подписавшего Договор, цену и краткое изложение предмета Договора (в случае если по результатам конкурентных переговоров Договор был заключен), либо информацию о том, что конкурентные переговоры признаны несостоявшимися.
  1. Методика расчета начальных (максимальных) цен договора при размещении заказов по капитальному строительству, на поставку материально-технических ресурсов и оборудования и на оказание услуг в госкорпорации «росатом»

    Документ

    РАСЧЕТА НАЧАЛЬНЫХ (МАКСИМАЛЬНЫХ) ЦЕН ДОГОВОРА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ, НА ПОСТАВКУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ОБОРУДОВАНИЯ И НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ В ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

  2. Информация в сфере теплоснабжения филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция», раскрываемая по Постановлению Правительства Российской Федерации от 30. 12. 2009г. №1140

    Документ

    «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии».

  3. Программа пленарных сессий конгресса 8 июня 2010 Тема: Инновационный вклад атомной отрасли в модернизацию экономики Модератор

    Программа

    Люк Урсель, Главный Операционный Директор по ядерному комплексу Группы AREVA. Вклад ядерной промышленности в модернизацию народного хозяйства Франции;

  4. Ежеквартальный отчет открытое акционерное общество «интер рао еэс» (указывается полное фирменное наименование (для некоммерческой организации наименование) эмитента)

    Публичный отчет

    (указывается место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента (иного лица, имеющего право действовать от имени эмитента без доверенности) эмитента)

  5. Топливно-энергетический комплекс обзор материалов российских сми за сентябрь 2008 г

    Документ

    Экспертами Фонда перспективных исследований «БАСТИОН» было проанализировано свыше 1100 наиболее значимых источников (информационные агентства, федеральные и региональные печатные СМИ, Интернет), отобранных из базы Фонда и выявлено

Конкурентные переговоры — тип закупки, при котором победитель выбирается среди двух и более исполнителей путём проведения переговоров.

Этот тип закупок может проходить как одновременно со всеми участниками, так и с каждым по отдельности.

Открытые конкурентные переговоры

В данном случае заказчик беседует со всеми исполнителями, чьи предложения показались ему наиболее интересными. После обсуждения деталей подрядчики окончательно определяются с условиями, на которых они готовы выполнить предлагаемые работы или предоставить определённые услуги.

На следующем этапе заказчик анализирует все предложения поставщиков, особое внимание уделяется цене вопроса. После чего заключается контракт с компанией, которая предложила наиболее подходящие условия и приемлемую стоимость.

Закрытые конкурентные переговоры

В этом случае заказчик предварительно определяет для себя минимальный ценовой порог. В связи с этим, отклоняются предложения исполнителей, которые не соответствуют ожиданиям заказчика по стоимости.

Те предложения, которые устраивают в плане цены, ранжируются и среди них выбирается подрядчик, чьи условия заказчик сочтёт наиболее подходящими. Если беседа с ним не принесёт успеха, то для переговоров приглашается исполнитель, который в списке занимал следующую, более низкую позицию. И так продолжается до тех пор, пока заказчик не подберёт поставщика, чьи условия заключения контракта ему бы оптимально подошли.

Основным отличием данных подтипов конкурентных переговоров является то, что при беседе со всеми подрядчиками одновременно вся информация (в том числе и окончательная стоимость контракта), которую заказчик не всегда желает предавать огласке, становится известной всем игрокам.

Каждый игрок в курсе всех ценовых предложений своих соперников и стремится активно снизить цену. В то время как последовательные переговоры проводятся индивидуально с каждой компанией за закрытыми дверями. При этом конкурентная борьба становится не такой острой.

Чаще всего к данному типу торгов прибегают в том случае, если необходимо выбрать поставщика в очень короткие сроки. Однако этот вид торгов нельзя отнести к популярным способам выбора подрядчика.

Костоломова Алена, специалист тендерного отдела ООО «РусТендер»:

Конкурентные переговоры - один из наименее эффективных способов закупки, так как заказчик не всегда обладает достаточными навыками и ресурсами для качественной проверки всех игроков. К тому же данный тип торгов не регулируется 44-ФЗ, поэтому если в процессе его проведения поставщик заподозрил сговор, то для него будет сложно (а в ряде случаев просто невозможно) добиться того, чтобы ФАС приняла какие-либо меры по отношению к нарушителю.

Проведение конкурентных переговоров — преимущества метода

Несмотря на вышеупомянутые «минусы» конкурентных переговоров о закупках, можно выделить и «плюсы» этого вида закупок.

К ним относится, помимо сжатых сроков проведения, также и существенная материальная экономия при их организации.

Данный вид торгов чаще всего выбирают в условиях материальной экономии и острой нехватки времени.

Именно поэтому в короткий период после определения победителя с ним заключают контракт, после чего исполнитель сразу же приступает к работе.

Данное обстоятельство должно быть обязательно учтено подрядчиками. Если вы не уверены в том, что сможете приступить к выполнению работ или предоставлению услуг в сжатые сроки, то, возможно, вам лучше принять участие в другом виде закупок.

Помощь в участии в конкурентных переговорах

Если вас интересует участие в конкурентных переговорах в закупках, но возникают сомнения и вопросы по этому направлению, обратитесь к команде специалистов РусТендер, наши сотрудники с 2012 года активно оказывают помощь в сопровождении любых форм торгов и готовы ответить на все ваши вопросы.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Конкурентные переговоры - это один из способов закупки, применяемый заказчиками по 223-ФЗ. Как правило, он используется, если у компании мало времени на проведение торгов или она не хочет тратить на процедуру много денег. Далее расскажем о конкурентных переговорах в закупках подробнее.

Конкурентные переговоры как способ закупки

Если 44-ФЗ прямо определяет способы определения поставщика, которые можно использовать, то 223-ФЗ оставляет их на усмотрение заказчика. Они прописывают все виды процедур в своих положениях. Один из способов - конкурентные переговоры. При нем условия закупки, требования к участникам определяются во время переговоров. Перед участием в подобных торгах изучите положение о закупках выбранного заказчика.

Рассмотрим конкурентные переговоры по 223-ФЗ на примере трех крупных заказчиков. «Почта Банк» проводит переговоры не менее чем с двумя участниками. В результате определяется победитель, наиболее соответствующий требованиям.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Этот способ применяется в четырех случаях:

  1. заказчику затруднительно сформулировать подробные требования к продукции или определить характеристики, объем товара;
  2. предполагается заключение договора на закупку информационных, консультационных, юридических услуг, информационных систем, проведение научных исследований, экспериментов или разработок, проведение работ по реконструкции, проведение строительно-монтажных работ, рекламной продукции (услуг);
  3. в силу особенностей продукции необходимо провести переговоры с участниками;
  4. закупается сложная продукция.

Участники могут подать несколько предложений. Они носят название альтернативных.

ООО «РН-Юганскнефтегаз» проводит конкурентные переговоры, когда закупает нестандартную для себя продукцию и не может сразу выставить требования к ней и к поставщикам. Участники формируют свои предложения в ходе переговоров.

Закон № 223-ФЗ в конце прошлого года сильно изменился. Из восьмистраничного документа он вырос втрое. Читайте, что из изменений уже вступило в силу, что только вступило с 1 июля 2018-го и что отложено до 1 января 2019 года. А также чем эти изменения обернутся для заказчика, чем подстраховаться и как начать к ним готовиться уже сейчас.

Открытые конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры по 223-ФЗ могут проводиться со всеми претендентами на заключение договора одновременно. Представители заказчика выслушивают предложения всех участников, подавших заявки, а после просят прислать свои условия исполнения контракта, содержание цену и порядок поставки. Затем заказчик анализирует полученные данные и выбирает наиболее выгодные для себя по заранее установленным критериям.

Закрытые конкурентные переговоры

В случае с закрытыми конкурентными переговорами заказчик заранее определяет, какая цена в рамках этой закупки будет максимальной. Соответственно, участники не могут подавать заявки с ценой выше установленной. Предложение участников ранжируют, после чего проводят переговоры сначала с компанией, занявшей первое место. Если ее условия устраивают заказчика, заключается договор, если нет, конкурентные переговоры проводят с участником, занявшим второе место, и так далее.

Как проходят конкурентные переговоры в электронной форме

Конкурентные переговоры в электронной форме проходят на ЭТП . Участники подают заявки через личный кабинет, прикладывают все необходимые документы. Каждый может направить только одно предложение.

Сроки и порядок рассмотрения заявок смотрите в «Информационной карте конкурентных переговоров». В общем случае их оценивает комиссия заказчика, но могут быть привлечены эксперты.

Первая стадия - это предквалификация поставщиков. Первоначально комиссия оценивает, соответствуют ли заявки требованиям заказчика. По результатам отбора оформляется протокол. В нем указывают участников, которые допущены к конкурентным переговорам. Им направляют уведомления с датой и временем проведения переговоров. Они могут идти в один или несколько туров. Предметом переговоров могут быть любые требования, свойства и характеристики продукции, стоимость, условия поставки и т.д. Все участники обязаны соблюдать конфиденциальность.

После каждых переговоров составляется протокол. Дальнейшая оценка поданных предложений участников проводится с учетом зафиксированных результатов переговоров. Заявки ранжируют. Побеждает автор предложения, которому присвоили первый номер.

Как заказчик по 223-ФЗ проводит конкурентные переговоры

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

В положении о закупке пропишите причины, по которым заказчик проводит конкурентные переговоры. Например: «…при сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика, или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров, работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ, услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки ».

Конкурентные переговоры - это один из способов закупки, применяемый заказчиками по 223-ФЗ. Как правило, он используется, если у компании мало времени на проведение торгов или она не хочет тратить на процедуру много денег. Далее расскажем о конкурентных переговорах в закупках подробнее.

Конкурентные переговоры как способ закупки

Если 44-ФЗ прямо определяет способы определения поставщика, которые можно использовать, то 223-ФЗ оставляет их на усмотрение заказчика. Они прописывают все виды процедур в своих положениях. Один из способов - конкурентные переговоры. При нем условия закупки, требования к участникам определяются во время переговоров. Перед участием в подобных торгах изучите положение о закупках выбранного заказчика.

Рассмотрим конкурентные переговоры по 223-ФЗ на примере трех крупных заказчиков. «Почта Банк» проводит переговоры не менее чем с двумя участниками. В результате определяется победитель, наиболее соответствующий требованиям.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Этот способ применяется в четырех случаях:

  1. заказчику затруднительно сформулировать подробные требования к продукции или определить характеристики, объем товара;
  2. предполагается заключение договора на закупку информационных, консультационных, юридических услуг, информационных систем, проведение научных исследований, экспериментов или разработок, проведение работ по реконструкции, проведение строительно-монтажных работ, рекламной продукции (услуг);
  3. в силу особенностей продукции необходимо провести переговоры с участниками;
  4. закупается сложная продукция.

Участники могут подать несколько предложений. Они носят название альтернативных.

ООО «РН-Юганскнефтегаз» проводит конкурентные переговоры, когда закупает нестандартную для себя продукцию и не может сразу выставить требования к ней и к поставщикам. Участники формируют свои предложения в ходе переговоров.

Закон № 223-ФЗ в конце прошлого года сильно изменился. Из восьмистраничного документа он вырос втрое. Читайте, что из изменений уже вступило в силу, что только вступило с 1 июля 2018-го и что отложено до 1 января 2019 года. А также чем эти изменения обернутся для заказчика, чем подстраховаться и как начать к ним готовиться уже сейчас.

Открытые конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры по 223-ФЗ могут проводиться со всеми претендентами на заключение договора одновременно. Представители заказчика выслушивают предложения всех участников, подавших заявки, а после просят прислать свои условия исполнения контракта, содержание цену и порядок поставки. Затем заказчик анализирует полученные данные и выбирает наиболее выгодные для себя по заранее установленным критериям.

Закрытые конкурентные переговоры

В случае с закрытыми конкурентными переговорами заказчик заранее определяет, какая цена в рамках этой закупки будет максимальной. Соответственно, участники не могут подавать заявки с ценой выше установленной. Предложение участников ранжируют, после чего проводят переговоры сначала с компанией, занявшей первое место. Если ее условия устраивают заказчика, заключается договор, если нет, конкурентные переговоры проводят с участником, занявшим второе место, и так далее.

Как проходят конкурентные переговоры в электронной форме

Конкурентные переговоры в электронной форме проходят на ЭТП . Участники подают заявки через личный кабинет, прикладывают все необходимые документы. Каждый может направить только одно предложение.

Сроки и порядок рассмотрения заявок смотрите в «Информационной карте конкурентных переговоров». В общем случае их оценивает комиссия заказчика, но могут быть привлечены эксперты.

Первая стадия - это предквалификация поставщиков. Первоначально комиссия оценивает, соответствуют ли заявки требованиям заказчика. По результатам отбора оформляется протокол. В нем указывают участников, которые допущены к конкурентным переговорам. Им направляют уведомления с датой и временем проведения переговоров. Они могут идти в один или несколько туров. Предметом переговоров могут быть любые требования, свойства и характеристики продукции, стоимость, условия поставки и т.д. Все участники обязаны соблюдать конфиденциальность.

После каждых переговоров составляется протокол. Дальнейшая оценка поданных предложений участников проводится с учетом зафиксированных результатов переговоров. Заявки ранжируют. Побеждает автор предложения, которому присвоили первый номер.

Как заказчик по 223-ФЗ проводит конкурентные переговоры

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

В положении о закупке пропишите причины, по которым заказчик проводит конкурентные переговоры. Например: «…при сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика, или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров, работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ, услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки ».