Бизнес и E-commerce

Конкурсы тендеры ниокр. Специфика проведения торгов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Научно-техническая деятельность нацелена на приобретение и использование новых знаний для решения экономических, технологических, социальных и других проблем, а также для объединения науки, производства и техники в единую систему (ст. 2 № 127-ФЗ от 23.08.1996).

В законе № 44-ФЗ не указан конкретный вид торгов, которые нужно использовать при подобных закупках. Однако рассматриваемое понятие упоминается в статьях, посвященных открытому конкурсу. Кроме того, разрешает покупателю заключить договор на НИОКР с несколькими поставщиками. Данное право фиксируется заказчиком в тендерной документации. Если при этом конкурс проводят на закупку нескольких научно-исследовательских работ, то здесь имеет место ряд особенностей:

  • участник может подать заявку только в отношении одной работы (ч. 9 ст. 51);
  • предложение, поданное для нескольких работ, возвращается участнику без рассмотрения (ч. 5 ст. 52);
  • протокол вскрытия конвертов с такими заявками размещают в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты подписания (ч. 7 ст. 52);
  • нескольким лучшим предложениям присваивают первые номера (ч. 9 ст. 53);
  • количество контрактов, возможных для заключения более чем с одним участником, указывают в документации.

В случаях, когда заказчик не располагает компетентными специалистами для составления техзадания, закон дает право провести , где первым этапом является обсуждение деталей объекта закупки с участниками процедуры (ст. 57 № 44-ФЗ).

Обоснование цены

Предметом сделки, заключаемой после проведения тендера, здесь является процесс разработки, а не конечный продукт. Поэтому и НМЦК будет формироваться, исходя из описанного в документации сценария по их выполнению.

  1. Цена контракта.
  2. Расходы на использование и ремонт результатов работ.
  3. Свойства объекта закупки (качество, функционал).
  4. Квалификация поставщика (в т. ч. опыт, ресурсы, деловая репутация и т. д.).

При этом сумма значений по 1 и 2 критериям должна быть минимум 20 % от общей суммы всех критериев. Если критерий 2 не используется, то указанную часть будет составлять только предложенная цена контракта.

Исключение составляет случай, когда на торгах стоимость сделки снижают на 25 % и более. Тогда предложенная цена будет составлять 10 % от общего значения (ч. 8 ст. 37).

В качестве антидемпинговой меры заказчик также может по-разному оценивать заявки, где начальная цена снижена не более чем на 25 % от НМЦК и наоборот, сброшена ниже этой отметки. Такое условие и варианты значений критериев нужно прописать в документации.

Типовой контракт и его существенные условия

Образец документа для сделок по НИОКР разработало Минобрнауки РФ. Согласно ему, поставщик должен выполнить необходимые работы и предоставить их результаты покупателю. Название, типы деятельности, а также правила ее исполнения определяются в техническом задании, которое является приложением к контракту. Цену указывают в третьей части документа.

В качестве типовых условий представлены такие обязанности исполнителя, как:

  1. Отправка покупателю отчета о патентных исследованиях по ГОСТ Р 15.011-96 в письменной форме.
  2. Уведомление заказчика о результатах работы.
  3. Обеспечение тайны производства и передачи ее заказчику при необходимости.

Важно отметить, что риск невозможности выполнения задания по сделке лежит на заказчике, если иное не указано в договоре (ч. 3 ст. 769 ГК РФ).

При этом, согласно п. 42 Постановления Правительства № 1551 от 30.12.2016, заказчик имет право установить в размере от 30 до 80 % от НМЦК (но не больше лимитов бюджетных обязательств) на работы, которые направлены на импортозамещение технологической продукции. Важным условием является перечисление аванса на счета Центрального банка и при достоверном обосновании.

Типовой контракт

Порядок приемки и закрывающие документы

Правила и сроки приема результатов НИОКР устанавливаются в контракте и техзадании. Исполнитель может сдавать как полностью исполненные работы, так и . Также закон № 44 обязывает покупателя провести принимаемой продукции (ч. 3 ст. 94).

Таким образом, документами, подтверждающими прием продукции, будут акт сдачи-приемки и акт экспертизы. При невозможности принять НИОКР заказчик составляет мотивированный письменный отказ и направляет его поставщику.

Акт приема-передачи

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.

Что такое тендер, и какое отношение он имеет к науке и научным исследованиям? С чего следует начинать, если хочешь выиграть тендер? Как добиться того, что бы стать участником тендера? Если вы задавались этими вопросами, то данная статья, несомненно, именно для вас.

Каждый, кто занимался научными исследованиями или разработками знает, что без внешней поддержки бывает очень сложно, поэтому, как показывает статистика, с каждым годом появляется все больше и больше тех, кто принимает участие в тендерах.

Для начала поясним, зачем вообще это кому-то нужно. Само участие не дает каких-то привилегий или бонусов, однако если вы сможете, стать победителем, то это принесет не только доходы, но и поддержку со стороны заказчика. Увы, далеко не каждая организация решается на подобный шаг и все по причине плохой информированности касательно данного вопроса.

Говорить мы будем об участии в тендерах на территории России, однако то, что мы расскажем, может оказаться полезным и на территории других стран. В нашей стране участие принять могут как российские, так и иностранные юридические лица, однако, как ни удивительно, все они должны предоставить ряд документов, который определяет заказчик. То есть, требования со стороны заказчиков должны выполняться в обязательном порядке. В случае, если требования не выполняются, вы рискуете не попасть в список участников.

  • Для того, что бы стать участником тендера, необходимо подать заявку, оформленную, как писалось выше, в соответствии с требованиями заказчика. Однако тут есть несколько нюансов, которые необходимо знать и помнить.
  • Подав заявку на участие, вы автоматически соглашаетесь со всеми условиями торгов, а так же обязуетесь их соблюдать
  • Крайний срок принятия заявок устанавливается тендерной комиссией, которая имеет право в случае необходимости продлить данный срок, предварительно предупредив участников торгов
  • Поданную заявку можно изменить или отозвать лишь до момента истечения срока предоставления необходимых документов
  • Изменения в заявке принимается лишь в том случае, если они поступили до истечения срока предоставления заявок

Список документов, который входит в заявку, в обязательном порядке оговаривается в брифе, но обычно это документация подтверждающая регистрацию компании, информация об отсутствии задолженности по налоговым выплатам, отчеты о прибылях и убытках, а так же копии бухгалтерских балансов, документация, подтверждающая полномочия руководителя, заверенные копии лицензии на данный вид деятельности и информация о наличии материально-технических ресурсов, кадров и пр. Однако повторимся, перечень документов оговаривается в брифе.

Порядок проведения тендеров

Тендер – не что иное, как отбор предложений и выбор лучшего или самого удобного поставщика услуг заказчиком. Поэтому не удивительно, что во время проведения тендера, соблюдается строго установленный порядок. Начинается все с приема предложений. После того как все предложения были поданы заявителями, в назначенный день проводится раскрытие, рассмотрение и оценка предложений и заканчивается все определением победителя торгов на основе голосования.

Способы поиска тендеров

Не забывайте, что для участия в тендере, необходимо сначала найти этот тендер. Так, например, заниматься поиском можно самостоятельно, однако для этого необходимо иметь определенные навыки, опыт и желательно базу данных. Обилие интернет ресурсов не только не упрощает, но напротив, осложняет задачу для ручного поиска. Нет, конечно, найти государственный тендер это не проблема, а вот с коммерческими предложениями куда сложнее. В общем, метод довольно проблематичный, но любителям все делать своими руками или же просто умельцам-поисковикам он подойдет.

Второй вариант стоит денег, однако в разы упрощает поиск – специализированная программа для поиска тендеров . Тут все довольно просто, достаточно приобрести лицензию на использование программы. Явный плюс покупки программы это экономия времени на поиск новых предложений, оценка своей конкурентоспособности и возможность получения более актуальной информации о рынках.

О готовящихся изменениях в 94-ФЗ корреспонденту STRF.ru рассказал проректор Государственного университета - Высшей школы экономики, директор Института анализа предприятий и рынков, кандидат экономических наук Андрей Яковлев

Президент поручил правительству подготовить новую редакцию федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ). Министерство экономического развития РФ, в свою очередь, готовит в действующий закон поправки, касающиеся закупок НИР и НИОКР. Они, в частности, предусматривают, по словам министра Эльвиры Набиуллиной, "возможность заказчику устанавливать дополнительные требования, повысить его гибкость, но одновременно повысить независимость отбора этих победителей и независимость приемки результатов научно-исследовательских разработок". О готовящихся изменениях в 94-ФЗ корреспонденту STRF.ru рассказал проректор Государственного университета - Высшей школы экономики, директор И , кандидат экономических наук Андрей Яковлев .

Андрей Александрович, что необходимо учесть в концепции новой редакции 94-ФЗ, разработать которую поручил правительству Дмитрий Медведев?

Нужно извлечь уроки из опыта применения 94-го федерального закона в течение последних пяти лет. Опыт, на мой взгляд, свидетельствует о том, что необходимо найти механизмы, позволяющие при осуществлении закупок учитывать не только цену, но и качество поставляемых товаров, работ и услуг. Это, прежде всего, важно для новой, инновационной продукции и исследовательских разработок, по которым цена отнюдь не всегда является главным показателем. Критерии, характеризующие качество самих товаров, работ и услуг, тоже недостаточны, поскольку их не всегда возможно оценить априори. Соответственно, здесь нужны дополнительные критерии, гарантирующие качество поставок, такие как деловая репутация потенциального поставщика, опыт выполнения подобных работ. Эти критерии очень важны в сфере НИР и НИОКР.

- В этой сфере, как известно, 94-ФЗ практически не работает. Как, на Ваш взгляд, оптимизировать условия проведения конкурсов на выполнение работ и оказание услуг организациями науки и высшего образования?

Уже почти год довольно активно обсуждаются поправки в 94-ФЗ в части закупок НИР и НИОКР, инициированные Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой. В ходе дискуссии, проходившей на заседаниях рабочей группы, в которую также входят представители Минобрнауки, Федеральной службы по тарифам, ГУ-ВШЭ и других организаций, высказывался ряд ключевых идей - довольно разумных. Один из дискуссионных вопросов связан с оценкой качества заявок и квалификации поставщиков. Международный и российский опыт показывают, что нет конечного набора объективных показателей, которые можно было бы использовать априори; такая оценка реально может проводиться только экспертами. Поэтому в законопроекте прописана идея создания экспертных советов, которые будут оценивать качество заявок и квалификацию исполнителей. Сейчас обсуждается принцип формирования подобных советов. Будут ли они создаваться централизованно, то есть по единой схеме, которая станет общей для всех ведомств и госзаказчиков, или же это будет децентрализованная система, когда советы создаются при крупных госзаказчиках и ведомствах - главных распорядителях бюджетных средств - при последующем согласовании с регуляторами в лице Министерства экономического развития, ФАС и Минобрнауки. Это первая существенная новация и первая развилка.

Идея с экспертными советами опирается на то, что в науке всегда очень важной была (и остается) личная репутация исследователя. Эта идея, которая изначально была предложена специалистами ВШЭ, учитывает успешный опыт функционирования подобной схемы в рамках научных фондов - РФФИ, РГНФ. Существующая там система экспертизы позволяет отбирать нормальные заявки и одновременно не порождает обвинений в коррупции и "откатах", которые часто звучат в связи с госзакупками, особенно в случае с НИР и НИОКР.

Дело в том, что при закупке товара надо показать сам товар, количество и качество которого, как правило, можно проверить. Поэтому масштабы "откатов" здесь физически ограничены. А при закупке НИР надо написать отчет, стоимость и качество которого оценить довольно сложно. И что в этом отчете нового, определяет заказчик. Допустим, при закупке товаров или услуг "откаты" примерно в 15-20 процентов технически возможны, но они уже создают проблемы. А при закупке НИР "откаты" могут составлять 50 процентов и даже более - в случаях, когда заказчик сознательно идет на завышение цены либо соглашается принять липовый отчет, представляющий собой нарезку чужих текстов.

Тут мы выходим на вторую, очень актуальную и требующую решения проблему - плагиат. В законопроекте записано, что будет вводиться система централизованного сбора всех отчетов (в том числе в виде файлов) в единое хранилище и будет проводиться их проверка на наличие плагиата. Это придется делать и самим госзаказчикам, поскольку теперь они будут отвечать за приемку отчетов, содержащих плагиат. Для этого Минобрнауки и госзаказчикам нужно будет решить технологические вопросы - как организовать такие проверки и как определять факт плагиата. И здесь потребуются определенные методики. Но в любом случае важно, что эта проблема поставлена. По моему мнению, контроль наличия плагиата может быть весьма эффективным способом ограничения коррупции в сфере госзакупок НИР и НИОКР.

В целом этот законопроект - существенное продвижение в концептуальном плане в сравнении с действующей редакцией 94-ФЗ. Правда, пока у меня есть большие сомнения относительно того, насколько операциональны прописанные в нем механизмы, в частности по формированию экспертных советов.

Описанные Вами поправки предполагается вносить в действующий 94-ФЗ или они войдут в новую редакцию закона?

Скорее всего, это произойдет в рамках существующего 94-ФЗ, поскольку для подготовки новой редакции закона потребуется больше времени. Предлагается ввести в 94-ФЗ новую главу, которая будет регулировать закупки НИР и НИОКР.

Отмечу еще один важный момент - введение двух параллельных режимов закупок, которые описываются в начале этой главы. Госзаказчики получат возможность выбора: либо они действуют в рамках уже существующих процедур, либо идут на новые решения, которые дают большую свободу с точки зрения возможности выбора поставщиков. Во втором случае предлагается иная схема весовых критериев: на цену придется всего 35 процентов из них, а 65 процентов будут определяться за счет квалификации поставщика и качества заявки. Но такая схема одновременно предъявляет более жесткие требования к самим госзаказчикам: они должны будут в обязательном порядке проводить оценку заявок и отчетов через создаваемые экспертные советы, а также контролировать все отчеты на наличие плагиата.

Многие заказчики, желая получить льготы при проведении закупок, квалифицируют разные предметы своих закупок в качестве НИОКР. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Поможем разобраться в особенностях закупок НИОКР в статье.

Однако ФАС России установила, что предмет контракта и способ определения поставщика определены верно. В качестве мотивировки, указав на ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В ней определено, что научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы .

Согласно ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Полагаем, что в спорных ситуациях квалифицировать работы как НИОКР целесообразно только если в них, исходя из технического задания, присутствует элемент научной новизны. А сами работы при этом направлены на получение и применение новых знаний. Следствием такого подхода может являться принципиальная возможность регистрации права на результаты работ в Роспатенте. При наличии такой возможности предполагается создание новой технологии, а не копирование уже имеющегося технического решения.

В случае же, когда предметом договора было копирование уже имеющейся технологии, договор не может быть признан договором на выполнение НИОКР.

Время или результат?

Особенности закупок НИОКР в том, что заказчик фактически оплачивает не столько конечный результат, сколько затраченное научным коллективом время на решение поставленных задач. Поскольку предметом заключаемого контракта выступают работы, в результате которых должен быть создан уникальный продукт. А именно новые знания или их материальное выражение в форме отчетов, технической и конструкторско-технологической документации, опытных образцов новой техники.

При этом заявленные в техническом задании результаты работ могут либо существенно отличаться от полученных результатов, либо попросту отсутствовать, что повлечет за собой значительные убытки от возможного неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого контракта. Причиной этого является неоспоримый факт того, что научно-исследовательская среда имеет ряд важных особенностей, затрудняющих традиционное планирование. Среди таких особенностей можно выделить:

  • детерменированность событий;
  • вероятностность событий;
  • возможность отклонений приводящих к ненужным результатам;
  • нечеткий характер результатов;
  • слабая прогнозируемость будущих событий.

Как следствие, НИОКР всегда сопряжены с принятием решений в нестабильных, постоянно меняющихся условиях, где в любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема.

Описание объекта закупки

В отличие от закупок существующей на рынке продукции, где Закон о контрактной системе вменяет заказчику необходимость объективного описания объекта закупки путем указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, закупка НИОКР не должна в своих технических характеристиках содержать отпечаток конкретных технических решений, которые ограничивали бы возможности участников конкурса предлагать новые (и зачастую более инновационные!) научно-технические предложения . Логика же Закона о контрактной системе диктует, что конкурсные предложения с безусловно полезными, но ранее неизвестными потребительскими свойствами должны быть отклонены как не соответствующие формальным техническим требованиям конкурсной документации. Что, разумеется, недопустимо.

Заказчики, зачастую не обладающие штатом высококвалифицированных научных специалистов, могут столкнуться с ситуацией, когда никто из сотрудников не может точно и формально описать в конкурсной документации требования к закупаемой НИОКР. Прежде всего из-за многовариантности достижения поставленной цели этой работы. Более того, при закупках НИОКР самой целью конкурса является именно поиск инновационных подходов к решению поставленных задач, находящихся на передовой современной научно-технической мысли.

Поэтому при формулировании требований к результатам НИОКР заказчики должны использовать наиболее обобщенные требования к закупаемой продукции, отражающие необходимые или желательные потребительские свойства, но никак не технические параметры каких-либо конкретных решений. То есть решений, уже известных заказчику .

Пример

Вариант формулировки КД: «в результате выполнения НИОКР должна быть разработана интеллектуальная информационная система, интегрированная в единый интерфейс базы данных заказчика, позволяющая автоматизировать процесс контроля повторяющихся номеров при осуществлении исполнителями полномерного учета пассажирского подвижного состава».

Критерии оценки при определении победителя НИОКР

«Субъективный» критерий

При определении победителя должна оцениваться, с одной стороны, формальная степень соответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, а с другой - соответствие предложений участников требованиям к результатам НИОКР. И если в первом случае закупочная комиссия зачастую обладает достаточной квалификацией для оценки поданных заявок, то во втором варианте, где описание осуществляется в наиболее общих терминах, оценка носит неконкретный и трудно формализуемый характер.

Оценка конкурсных предложений по «субъективным» критериям такого типа возможна, на наш взгляд, только экспертными методами. Что в совокупности с широким спектром тематики закупаемых НИОКР, а также в связи с необходимостью владения специальными знаниями и экспертными технологиями вынуждает заказчика проводить экспертизу внешними организациями. А именно многокритериальную оценку предпочтительности конкурсных заявок специалистами соответствующих предметных областей.

До недавнего времени считалось, что при оценке «субъективных» показателей установка шкалы оценки была не обязательна, однако теперь же «официальный» подход к порядку оценки по таким критериям принципиально изменился. Так, решением от 24.04.2015 по делу № Е306/15 ФАС России посчитала недостаточным указание заказчиком в конкурсной документации в качестве предмета оценки формулировки «степень детализации и содержательной проработанности предложения участника закупки». Комиссия ФАС пришла к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по указанному показателю не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта: в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю, а также в связи с отсутствием характеристик, определяющих степень детализации и содержательной проработанности предложения, подлежащих оценке в рамках данного критерия.

Представляется, что для соблюдения принципа прозрачности закупки необходимо раскрыть содержание всех «субъективных» показателей оценки, введя формальную шкалу (см. пример). Делегировать же оценку этих показателей следует временному внешнему экспертному совету, созданному на базе ведущего по тематике исследования вуза или НИИ , поскольку не существует конечного набора объективных параметров используемых для оценки «субъективных» показателей.

Пример

Количество баллов, присуждаемых по критерию «качество работ» (КР), определяется по формуле:

КР = (К1 + К2 + … + Кi) / n,

n - количество членов комиссии;

Ki - значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по показателю.

При этом количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному показателю, определяется установлением диапазона значений:

Ki = 0 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, полностью не соответствуют поставленной цели работы либо отсутствуют;

0 < Ki ≤ 50 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, не в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в т. ч. технических и других требований к работам;

50 < Ki ≤ 70 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, в значительной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных требований, в т. ч. технических и других требований к работам;

70 < Ki ≤ 100 - сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, практически в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в т. ч. технических и других требований к работам.

Критерий «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»

При оценке конкурсных заявок на НИОКР заказчик сталкивается с предложениями, которые из-за специфики НИОКР зачастую ничем не могут быть подтверждены. А это, в свою очередь, может стать одной из причин ненадлежащего исполнения контракта по НИОКР. Именно поэтому в процессе закупки участники в большинстве случаев могут представить в качестве доказательства своей способности надлежащим образом выполнить контракт только свою деловую репутацию и опыт проведения аналогичных работ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» одним из проблемных критериев применительно к закупкам НИОКР является «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», используемый в целях определения победителя конкурса в необязательном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» производители документов в 30-дневный срок доставляют в орган научно-технической информации обязательный экземпляр отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Которые, в свою очередь, регистрируются с обязательной передачей на руки исполнителю зарегистрированной НИОКР. Исполнителю передается один экземпляр информационной карты (ИК) установленного образца, оформленной в соответствии с требованиями положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (утв. приказом Миннауки России от 17.11.1997 № 125). Неотъемлемой частью ИК являются индексы УДК - система классификации информации, широко используемая для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек и охватывающая всю совокупность знаний по иерархическому принципу деления от общего к частному с использованием цифрового десятичного кода.

Устанавливая этот критерий, заказчик должен не только раскрыть в документации его содержание, чтобы было возможно определить, насколько имеющийся у участника опыт отвечает потребностям заказчика. Заказчик также должен однозначно указать в документации, по какому значению будет оцениваться такой опыт: по сумме выполненных работ , по количеству актов приемки или по количеству лет, в течение которых выполнялись работы.

При оценке конкурсных заявок по критерию «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» зачастую возникает вопрос определения сопоставимости предложенных участником конкурса работ объекту НИОКР. Оценку аналогичности опыта выполнения НИОКР целесообразно проводить с учетом присвоенных органом научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности индексов УДК с детализацией не менее чем до шестого знака.

В подтверждение «опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» целесообразно запрашивать у участника не только копии государственных контрактов и актов сдачи-приемки выполненных работ, но и регистрационные карты (РК) и ИК.

Критерий «деловая репутация»

Критерий «деловая репутация участника закупки» может быть использован в целях определения победителя конкурса в необязательном порядке.

Деловая репутация является одним из самых спорных на данный момент критериев оценки и зачастую, ассоциируясь с гудвиллом, включает такие нематериальные составляющие, как эффективные взаимоотношения с потребителями и поставщиками, партнерские отношения с государством, квалификацию и накопленный опыт сотрудников, наличие клиентской базы, положительную историю развития, удачное местоположение. А также другие факторы, которые в рамках контрактной системы либо полностью неприменимы, либо не подлежат формальной оценке.

При всем этом положительная деловая репутация, не обладающая материально-вещественной формой, применительно к предмету закупки, а именно НИОКР, свидетельствует о способности к производству высококачественной и конкурентоспособной разработки.

Формализовать подход к оценке деловой репутации в рамках контрактной системы целесообразно на базе ГОСТ Р 66.0.01–2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности». В п. 5.8 данного документа отмечено, что при определении поставщика с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо использовать экспертный метод, базирующийся на факторной модели.

Факторная модель, в свою очередь, предполагает использование 4 основных факторов:

  • «История» - продолжительность присутствия субъекта предпринимательской деятельности на рынке по профилю экономической деятельности плюс объем выполненных работ, оказанных услуг, количество произведенной продукции (товаров). Под рынком подразумевается система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе выполнения работ, оцениваемая по количеству лет работы субъекта предпринимательской деятельности на рынке с учетом объемов выполнения работ за все годы такой деятельности;
  • «Средства» - обеспеченность субъекта предпринимательской деятельности материальными ресурсами, необходимыми для выполнения работ. Оценивается по наличию основных средств организации, находящихся на балансе на момент подачи конкурсной заявки, и ее финансовой автономии, определяемой отношением суммарного собственного капитала к заемным средствам;
  • «Кадры» - наличие у субъекта предпринимательской деятельности квалифицированных специалистов и руководителей, характеризующихся определенным уровнем образования, стажа работы в организации и практического опыта по заявленным при сертификации видам деятельности, а также наличие у сотрудников ученых степеней и (или) почетных званий;
  • «Имидж» - восприятие субъекта предпринимательской деятельности клиентами и обществом в целом, определяемый на базе индекса цитируемости организации в научных изданиях, наличия сертифицированной системы менеджмента качества, а также благоприятных отзывов клиентов.

Постановление Президиума РАН № 201 от 12.10.2010 регламентирует, среди прочего, использование следующих показателей для оценки результативности научных организаций РАН:

  • Научный потенциал и эффективность научных исследований.
  • Число публикаций работников научной организации, отнесенное к численности исследователей, в т. ч. в зарубежных научно-технических изданиях; в отечественных изданиях, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России.
  • Число публикаций работников научной организации в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), отнесенное к численности исследователей.
  • Цитируемость работников научной организации в РИНЦ по соотношению к численности исследователей.

Предложенный подход позволит исключить фактор субъективности при оценке критерия «деловая репутация», поскольку для каждого из представленных показателей возможно использование в целях оценки заявок (предложений) шкалы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в условиях отсутствия четких и отлаженных механизмов оценки заявок на участие в конкурсах на выполнение НИОКР заказчикам следует с большой осторожностью относиться и к формулировке предмета контракта и к использованию «субъективных» факторов при оценке конкурсных заявок .

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»