Бизнес и E-commerce

С кем дружит ель? Клест птица. Описание и особенности птицы клест Рацион, питание клеста

Об этой птице ходят легенды. Можно не верить преданиям, но необычность этих маленьких птах, размером с большого воробья, интересна любому человеку, неравнодушному к миру природы.

Птица небольшая, до 20 см, относящаяся к отряду воробьиных, с плотным сложением, раздвоенным хвостом и необычным клювом. Его половинки загнуты и расходятся в разные стороны, в результате образуя крест. С таким клювом идеально вылущивать из шишек семена. Природа хорошо приспособила его к добыванию себе пищи.

Птица Христа

Во время тяжелых мучений Христа на распятии, к Иисусу прилетела птица и клювом силилась выдернуть гвозди из его тела. Но очень мало было сил у бесстрашной крохи, только изуродовавшей клюв и кровью обагрившей свою грудку. Господь отблагодарил заступницу, наделив ее необычными свойствами. Это был клест, а необычность его в трех вещах:

  • крестовидный клюв;
  • появление на свет под Рождество;
  • нетленность.

Описание

Цепкость лап позволяет птице лазить по деревьям,свешиваясь вниз головой к шишке. Окраска грудки самцов малиновая, а у самок – зеленовато-серая. Хвосты и крылья пернатых переходят в серо-коричневую гамму. Пение клестов с высокими нотами, напоминает щебетание с примесью свиста. Это наблюдается при перелетах. На ветках же птицы молчаливы.

Выделяют несколько видов пернатых , три из которых основные и обитают на просторах России:

  • Белокрылый;
  • Клест-сосновик.

Они схожи ареалом обитания и образом питания. Названия переплетаются с особенностями видов по выбору хвойных пород леса и наличию белых перьев.

Предки у современных клестов довольно древние, им 7-9 млн лет. В хвойных лесах Северного полушария зарождалась основная популяция клестов. Их расселение напрямую зависит от урожая шишек , являющихся основным пропитанием птиц. Потому клесты живут и в тундре, и в лесостепях, делают большие перелеты к местам, богатым кормом. Бывали случаи, когда их находили за 2000 км от гнездовий.

В России обитают в сосновых и еловых лесах гористой местности в южных районах страны, на северо-западе. Птицу можно встретить в лесах с преобладанием елей. В кедровых же лесах клест-еловик не живет. Врагов у пернатого практически нет. Объясняется это просто: из-за употребления в пищу хвойных семян, птицы себя при жизни как бы бальзамируют и становятся слишком горькими для хищников. После естественной гибели они мумифицируются, этому и способствует их организм с большим содержанием хвойных смол.

Летают клесты хорошо, но утверждать, что клест – перелетная или оседлая птица, нельзя. Клест скорее представитель кочующих пернатых. Кочевание птиц тесно связано с урожаем. В насыщенных кормом местах птицы бесконечно лазают по деревьям , благо форма клюва у клеста дает возможность это делать без труда, как попугаям. Именно за это умение и яркий окрас перьев они получили название «северные попугаи». На землю они почти не спускаются, а на ветках отлично чувствуют себя даже перевернувшись.

Питание

Думать, что кормится клест только семенами шишек хвойных деревьев было бы неверно, хотя они являются его основной едой. Клюв пернатого отрывает чешуйки, обнажая семена, но лишь треть шишки идет на питание. Птица оставляет труднодоступные зерна, ей проще найти другую шишку. Лишнее же летит на землю и становится кормом уже для мышей или белок а также для других лесных обитателей.

Клест может питаться дополнительно почками ели или сосны, особенно в случае нехватки шишек, сгрызает выступающую смолу вместе с корой деревьев, а также другими семенами, насекомыми и тлей. В неволе он не брезгует мучными червями, овсяной крупой, рябиной, семенами конопли и подсолнечника.

Размножение

Птенцы у клестов, в отличие от остальных птиц, появляются зимой, зачастую на Рождество , как благодать всевышнего, согласно легенде. Способствуют этому запасы корма. Строится гнездо самкой наверху хвойников или под прикрытием разлапистых ветвей от дождей и снегов. Сооружение гнезд начинается с первыми морозами и делается с учетом всех суровых испытаний: с теплой подкладкой изо мха, шерсти животных, лишайников,птичьих перьев.

Стенки гнезда могут похвастаться прочностью: из сплетенных веточек получается несколько слоев, внутренний и внешний. Гнездо зачастую приравнивают к термосу по сохранению неизменной температурной среды. Зимой клест, несмотря на морозы, вполне активен для обеспечения своего потомства.

Насиживание кладки из 3-4 яиц длится в среднем 15 дней . В течение этого времени самец всячески ухаживает за самкой, кормит семенами, размягченными в зобе. Птенцы с 5-20 дня жизни уже покидают свое гнездо. Клюв у них поначалу прямой, поэтому родители месяц занимаются подкормкой молодняка.

Когда же клюв обретет свою форму, птенцы начинают осваивать науку добывания семян из шишек и вместе с новым клювом начинают жить самостоятельно. Птенец клеста не сразу имеет красивое цветное оперение. Поначалу его цвет серый с пятнами. Только по прошествии года птицы меняют одежку на взрослую.

Клест необыкновенно интересен и социально активен. Быстро привыкает к жизни в меняющихся условиях, они доверчивы и общительны . Постоянно двигаются по клетке, могут выбраться из нее, проявляя смекалку. Какой клест-еловик пересмешник, знают владельцы многих пернатых: он с легкостью подражает услышанным голосам других птиц.

В давние времена бродячие музыканты обучали клестов доставать счастливые билеты или принимать участие в гадании. Легкое обучение простым действиям делает из птиц домашних любимцев. Если клест живет в клетке без надлежащего питания и температуры окружающей среды, он теряет малиновую расцветку, бледнеет, а затем погибает. Содержание птиц в подходящих им условиях способствует неизменности их яркой окраски и жизни до 10 лет. В неволе птицы успешно размножаются в случае соблюдения приемлемых условий гнездования.

Любители выведения новых пород птиц добиваются достижения множества цветовых и голосовых вариантов, потому становится ясно, каким образом у клеста вдруг появляется голос канарейки или одежка снегиря. Изучение и селекция клестов – увлекательное занятие, которое приносит радость общения с этими древнейшими птицами живой природы.











Цели урока:

  1. Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.
  2. Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с живыми ее обитателями
  3. Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.
  4. Формировать заботливое отношение к природе.

Средства обучения:

Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Январь на дворе новый год начинается.
Мы снова к животным лесным отправляемся.
Истории новые леса дремучего
Нас ждут, не дождутся самые лучшие.

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Рассели животных в домики”.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.

Работа в группах. Подведение итогов.

– Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1 )

3. Изучение нового материала. Беседа.

– Связаны ли между собой растения и животные? Как?

Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

– Как связана жизнь животных с елью?

Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.

Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

– семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

– зайцам ель защита от зубастых хищников;

– белкам ель дает пищу.

Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

– Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

– Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

4. Физминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (приседание)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)

5. Закрепление материала.

Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)

– Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?

– Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?

– Каким образом друзья ели помогают ей?

Сценка “ Бюро лесных услуг ”.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.

А солнышко хоть и светит, да не греет.

Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно...

Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.

Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.

Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!

Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!

Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!

Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.

Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!

Вот так звери в лесу друг друга выручают.

Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?

– Расскажите кто кому в лесу помогает?

Сценка “ Яблонька и воробей”.

Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?

Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?

– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!

– До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

Сценка “ Заяц и полевка”.

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.

– Не надо весны дожидаться, травка у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая и манжетка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

6. Итог урока.

– Кто с кем дружит в зимнем лесу?

– Что нельзя в лесу уничтожать?

– Что больше всего понравилось на уроке?

7. Домашнее задание (по выбору).

  1. Прочитать текст “ Сойка, белка и другие ” с.140–141, выполнить задания к тексту.
  2. Написать сочинение на тему “ Кто зимой в лесу не спит ”.

Клёст - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Такой своеобразный клюв помогает птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую очень любят клесты, она им совершенно не вредна для здоровья.

Кормясь, клест выбирает из оторванной шишки не более трети семян и затем роняет её. В сброшенных на землю шишках семена сохраняются более года и служат запасом корма для лесных мышей, белок и других животных.

Круглый год клесты кочуют, покидая области с неурожаем шишек и собираясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Поэтому, если в один год они были чрезвычайно многочисленны в одном месте, то уже на следующий год в этом же районе можно не встретить ни единой птицы. Численность клестов напрямую зависит от урожайности сосны и ели и поэтому подвержена колебаниям, которые следуют за изменениями урожайности этих хвойных пород.

Распространены клесты в хвойных лесах всего северного полушария.

Летают клесты довольно быстро, хотя и не делают больших перелетов; они превосходно лазают по деревьям, причем, привешиваясь вниз головой, редко спускаются на землю.

Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда «под рукой» недюжие запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах, но не в кедровых. Гнездо строит на верхушке ели или сосны под прикрытием густых ветвей, защищающих постройку от снега и дождя. Только с первыми холодами и морозами клест приступает к строительству, поэтому родимый дом у него всегда крепкий, добротный: внизу теплая подстилка, а стены прочные и толстые.

Голос клеста-еловика:

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

Использован текст:
А. Горьканова. "Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках"
Художник: Екатерина Резниченко

Питательную ценность для животных представляют семена ели и сосны, орехи лещины, кедровые орешки, маньчжурские и грецкие орехи, ягоды. Способы использования их разными зверями и птицами неодинаковы.

Под елями часто можно найти шишки, обработанные белками. Сорвав шишку, белка поворачивает ее вокруг оси, обгрызая чешуйки и выбирая из-под них семена. Зверек начинает отделять чешуйки всегда с толстого конца шишки, от черешка. Это и понятно, ибо основания чешуек у вершинной части шишки или возле ее середины прикрыты свободными частями других чешуек.

Обработанная белкой шишка представляет собой шероховатый стержень толщиной около 1 -1,5 см и с некоторым количеством неотделенных чешуек на вершине (рис. 103, а, б). Будучи чем-то напуганной, белка бросает шишку. При этом на большей или на меньшей концевой части остаются неотделенные чешуйки, под которыми покоятся семена. Можно приблизительно определить место, где белка питалась Если чешуйки рассеяны под елью на большой площади, то можно заключить, что зверек обгрызал шишку более или менее высоко на дереве Если же чешуйки сосредоточены на земле в одном месте близко друг к другу, то можно быть уверенным, что белка обрабатывала шишку именно в этом месте (иногда на пне или на стволе упавшего дерева) Используются белками в пищу и шишки сосны После обработки от сосновой шишки остается тонкий стержень с несколькими необгрызенными чешуйками на вершине (рис 104, а) Большое сходство в способе обработки шишек с тем, как это делает белка, имеет бурундук Отличие заключается в том, что бурундук отгрызает чешуйки не так близко к стержню, остающиеся после его обработки стержни более толстые, с более длинными остатками чешуи (рис 104, д)

Сброшенная ветром на землю или оброненная клестом еловая шишка - хороший подарок мышам и полевкам Эти зверьки обгрызают чешую не столь близко от стержня шишки, как это делает белка, поэтому оставляют его более толстым Иногда зверек не затрудняет себя переворачиванием шишки или у него не хватает для этого сил, чешуйки оказываются обгрызенными лишь с одной стороны (см рис 103, 0, г, 105, е-и)

Любителями семян ели и сосны являются различные виды дятлов

Сорвав с дерева шишку, большой пестрый дятеллетит с ней к своей «кузнице», которая представляет собой щель в стволе дерева или в суку Иногда дятел сам выдалбливает такую щель в месте, которое по какой-либо причине оказывается удоб-ным для этого, иногда использует щель, образовавшуюся по другой причине В последнем случае он подправляет ее, приспосабливает для своей надобности В щель-«кузницу» дятел втискивает шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки и вынимает семена Обработанную таким образом шишку дятел выбрасывает после того, как принесет новую Под деревом, на котором расположена «кузница» дятла, обычно рассыпано много, сотни и даже тысячи, шишек ели или сосны, часто и те и другие Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам (см рис 103, д, 104, б)

Семенами ели и сосны питаются клесты. Наличие такой пищи позволяет клестам выводить птенцов даже зимой. Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутых чешуи и невынутых семян. Вокруг сорванных клестом шишек остаются зеленые веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так, как это делает дятел.

Велик спрос зверей и птиц на кедровые орехи, ими питаются и такие крупные животные, как медведи, кабаны, изюбры, и такие маленькие, как мыши, кедровки и дубоносы. Кабаны и медведи обминают или раскусывают шишки зубами, подбирают орехи, жуют их вместе со скорлупой и проглатывают. Насытившись, медведь разгрызает отдельные орешки и старается скорлупки не глотать. Белка в конце лета- начале осени срывает недозрелые зеленые шишки. Орехи из них в это время не вынимаются (см. рис. 105, б). Затем она отгрызает наружную часть скорлупы орехов и вынимает ядра. Иногда белка бросает или теряет шишку на первом этапе обработки, после отгрызания чешуи. В этом случае ее могут подобрать мыши или полевки. Они углубляют пространства между орешками, а затем прогрызают в них отверстия, через которые вынимают ядро (см. рис. 105, а). У зрелых шишек белки отгрызают чешуи и извлекают орешки (см. рис. 105, в). Подобранный с земли или извлеченный из шишки отдельный кедровый орешек белка раскалывает зубами и съедает ядро. Так же делает бурундук. Мыши и полевки прогрызают в скорлупе орешка отверстие (рис. 106, ж).

Рис 106 Орехи, обработанные разными животными а-б-грецкий орех а-расклеванный большим пестрым дятлом, б-прогрызенный соней-полчком, в-д - маньчжурский орех в - прогрызенный лесной мышью, г - прогрызенный бурундуком, д - расколотый белоспинным дятлом, е-ж - орешек кедра корейского е - расколотый бурундуком, ж - прогрызенный лесной мышью, з - орех лещины, прогрызенный бурундуком, и-п - орех лещины, и, п - прогрызенный лесной мышью, л-н - расклеван дятлом, к, о - разгрызенный белкой, р - косточки вишни, расколотые дубоносом (ориг а,б- Молдавия, г-з - Приморский край, и-м - по М а М Уояатка, 1971, К - р - по Формозов>, 1952) Рис 107 Желуди и орешки, обработанные разными зверьками и птицами а - желуди, расклеванные кавказской черноголовой сойкой, б-в - орешки кедра корейского б - погрызенные красными полевками, в - расколотые бурундуком, г - орехи лещины в обертке, погрызенные бурундуком, д - плоды бука, погрызенные соней-полчком, е - желудь, расклеванный кавказским поползнем, ж - «кузнеца» белоспинного дятла с расколотым им маньчжурским орехом (г, ж - ориг, Приморский край, а, б, д, е - по Формозову, 1952)

Маньчжурские орехи, толстая скорлупа которых отличается исключительной прочностью, кабан и медведь раздавливают зубами, другие животные прогрызают скорлупу. Бурундук прогрызает скорлупу в месте соединения двух ее половинок, лесная мышь - в наиболее тонком и слабом месте. Вызывает удивление, что столь крепкая скорлупа поддается клюву дятла, который помещает орех в щель своей «кузницы» так же, как поступает, например, с еловой шишкой. Затем бьет клювом в место соединения двух половинок скорлупы и раскрывает их или обламывает одну из них (рис. 106, в-д).

Грецкий орех, имеющий несравненно более тонкую и слабую скорлупу, чем маньчжурский, пестрый дятел продалбливает в тонком месте. Его работа может быть установлена по неровному, зубчато изломанному краю проделанного в скорлупе отверстия. Соня-полчок охотно ест не вполне созревшие грецкие орехи, покрытые сочной зеленой кожурой. В скорлупе, еще недостаточно отвердевшей, соня-полчок прогрызает круглое отверстие, через которое достает ядро. У зверьков, питающихся грецкими орехами, мякиши ладоней всегда коричневые от красящего вещества сока зеленой кожуры ореха. Мышевидные грызуны оставляют в грецком орехе округлое отверстие с б^лее или менее ровными краями (рис. 107, а, б).

Орехи лещины дятлы раскалывают или продалбливают в их скорлупе отверстие с угловатыми или зубчатыми краями. Белка раскалывает орех или прогрызает его скорлупу, мыши прогрызают в скорлупе ореха приблизительно круглое отверстие, полевки также прогрызают отверстие, но чаще всего не вполне круглое, соня-полчок проделывает в скорлупе округлое отверстие (см. рис. 106, з, и, л, м, н, п).

Очень многие млекопитающие, начиная с таких больших, как медведи, кабаны, олени, и кончая мышевидными грызунами, кормятся при случае желудями. Птицы разных размеров и разных экологических и систематических групп тоже поедают желуди. Например, желуди в определенные сезоны года составляют значи тельную долю рациона многих куриных птиц, врановых, утиных, дятлов, ряда мелких воробьиных. Существуют различия в способах добывания и поедания желудей разными животными (см. рис. 107, а, е). К сожалению, эти различия почти не изучены и могут стать темой для увлекательных исследований следопытов. Млекопитающие и птицы охотно поедают семена подсолнечника. Среди млекопитающих это многие виды мышевидных грызунов, которые занимают стации, близкие к полям и огородам, где высевают подсолнухи. Перечень птиц, потребляющих подсолнечные семечки, очень большой. В некоторых случаях птицы существенно снижают урожай подсолнухов. В Приморском крае созревающие семечки подсолнуха в огородах колхозников выклевывают дубоносы и китайские зеленушки. Хозяйки, защищая урожай от набегов птиц, обматывают «тарелки» подсолнухов тряпками. Птицы принимают контрмеры, они проклевывают в тряпке дыру, забираются в образовавшийся «карман» и едят там семечки, оставляя лишь скорлупки. При этом птицы, казалось бы, не могут видеть, что делается снаружи, но застать их врасплох не удается, они остаются бдительными и улетают, если к ним приблизиться (рис. 108, в).

Ягоды черемухи, рябины, винограда добываются и поедаются неодинаково разными птицами, и эти различия нетрудно увидеть Дубоносы из ягод вишни и черемухи выклевывают только косточки, а мякоть бросают Под деревом черемухи Маака в Приморье на земле иногда можно увидеть множество синих пятен. Здесь кормился большой черноголовый дубонос, который извлекал из ягод черемухи косточки, раскалывая их, и доставал ядро. Выброшенная, истекающая соком мякоть ягод и образует синие пятна под деревом. Здесь же можно найти и малозаметные скорлупки от косточек Так же используют дубоносы ягоды вишни. Снегири извлекают из ягод рябины крошечные семечки, а мякоть выбрасывают. Другие птицы, наоборот, ценят мякоть, а расколоть косточку и достать из нее питательное ядро они не в состоянии. Воробьи едят сладкую мякоть винограда и вишен, а более крупные птицы, например дрозды, небольшие ягоды винограда глотают целиком. Скворцы, в отличие от снегирей проглатывают ягоды рябины целиком. Так же поступают свиристели и т. д. (см 106, р; 108, а, б, г)

Почва хранит большие запасы растительной и животной пищи: корни, клубни, личинки насекомых, многоножки, дождевые черви и др.

Из крупных зверей основным потребителем подземного корма является кабан. Его крупная коническая голова и короткая шея приспособлены к рытью земли Развитое тонкое обоняние позволяет ему чувствовать места скоплений корней, луковиц или беспозвоночных сквозь толстый слой почвы. За сутки кабан может вскопать до 8 м2 поверхности почвы. Поиски почвенных животных, а также съедобных подземных частей растений ведутся кабанами как летом, так и зимой В мягкой влажной почве они роются более охотно, чем в сухой и твердой. Отличить порой кабанов от пороев других зверей легко по размерам: никакое другое животное не «вспахивает» почву на столь больших площадях. Порой всегда сопровождаются отпечатками ног на почве или на снегу, что позволяет более уверенно сказать, какое животное здесь паслось Кабаны нередко посещают картофельные поля, плантации кукурузы или других сельскохозяйственных культур и наносят урон урожаю, иногда весьма существенный. Но, разрыхляя почву, кабаны одновременно зарывают в нее семена растений, желуди, орехи кедра и т д, чем способствуют возобновлению леса. Некоторые семена и орехи, проглоченные кабаном, остаются неповрежденными и жизнеспособными, пройдя через пищеварительный тракт зверя. Таким образом кабаны способствуют распространению многих видов растений и, что особенно важно, ценных пород деревьев. Роясь в почве, эти звери находят мелких позвоночных животных (мышевидных грызунов, ящериц, змей, лягушек) и поедают их. Не оставляют они, конечно, и то, что находится на поверхности почвы Во многих случаях желуди или орехи, которые чаще всего находятся на поверхности почвы, служат кабанам основным кормом

Барсук ведет ночной образ жизни Он всеяден, в составе его пищи большое место занимают наземные части растений и обитатели почвы - мелкие позвоночные, личинки насекомых, черви и др. Места ночной охоты барсука отмечаются прикопками разной глубины и ширины.

Как видно, рытье почвы зверями чаще всего связано с их всеядностью. Очень часто делают прикопки в почве медведи. Они ищут при этом личинки насекомых, а также извлекают съедобные части растений (рис. 111). Размеры прикопок медведя различны. В некоторых случаях, доставая запасы бурундука, он роет большие ямы, выворачивая многопудовые камни (рис. 112). Раскапывает медведь и муравейники.

Лисица зимой во время охоты на полевок и мышей роет снег. Наряду со следами ног прикопки помогают распознать присутствие этого животного. Иногда лисица в поисках пищи делает прикопки и летом, но они не столь заметны, как в зимнее время на снегу.

Белка делает запасы орехов, желудей и других видов пищи, которые она прячет в укромных местах или зарывает Зимой она раскапывает снег в местах, где зарыла летом и осенью пищу. На белом фоне снежного покрова такие раскопки хорошо заметны. Этот зверек ищет и извлекает из-под снега желуди, орехи, шишки ели и кедра, оказавшиеся на земле естественным путем (не из числа запасенных ею).

Раскапывают снег в поисках желудей, орехов, мха или сухих листьев олени. Северные олени, как известно, из-под снега добывают ягель, а также другие растения.

Кулики - дупель, бекас, гаршнеп и вальдшнеп питаются почвенными беспозвоночными, доставая их длинным клювом, который эти птицы погружают в почву до самой головы. В почве остаются отверстия по толщине клюва. Какой из перечисленных выше птиц принадлежит этот след, можно узнать приблизительно по его величине. Самые широкие отверстия принадлежат вальдшнепу, самые узкие - гаршнепу. Вальдшнеп водится в лесу, бекас - на травянистых кочковатых болотах, дупель - на заливных лугах в долинах рек, гаршнеп распространен главным образом в северной части лесной зоны и в лесотундре, гнездится он на сфагновых болотах. Конечно, этих птиц можно встретить и они могут оставить свои отверстия в угодьях, не являющихся их преимущественным местом обитания. Перечисленные птицы не избегают и растительной пищи, например семян некоторых растений.

В илу делают отверстия клювами серый журавль и серый гусь. Они достают побеги тростника. Отверстие, сделанное журавлем, направлено сверху вниз, а отверстие, сделанное гусем, более крупное, чем у журавля, направлено косо. Журавль съедает только беловатые нежные части побегов и бросает более плотные верхушки, а гусь съедает побеги полностью.

На прогулке вы можете найти шишки, объеденные четырьмя животными - и различить их как настоящие следопыты

Вот у этой шишки (см выше) чешуйки отгрызены у самого основания, и остался тоненький стерженек. Это работа белки. Она очень любит лакомиться еловыми семенами, и именно так достает их из-под чешуек. А этот толстенький огрызок оставила после себя мышь:

Она тоже любит потрошить шишки, но чешуйки отгрызает наполовину, вот и остается такая «полушишка».

Но не только четвероногие любят еловые семена. Посмотри – эту шишку тоже ели, только совсем не так.

источник фото

Чешуйки у нее все на месте, но они встрепаны, отогнуты, и семечек под ними совсем не осталось. Вот кто ее клевал - большой пестрый дятел.

источник фото

Ему, конечно, не так удобно доставать из шишки семена – передних лап-то у него нет, поэтому он устраивает себе кузницы. Дятел выбирает удобную развилку между ветками или углубление в стволе дерева, плотно забивает туда шишку, а потом клювом и языком достает из нее семечки. Иногда под любимым дятловым деревом можно найти сотни шишек. Ты не встречал такие "россыпи" в лесу или парке? Посмотри внимательно, наверняка увидишь, а если постараешься, то заметишь и саму кузницу.

источник фото

И эту шишку тоже кто-то ел. Только очень уж невнимательно – много семян осталось, и чешуйки только немного отогнуты, а некоторые порваны посредине.

источник фото

Это работа клеста. Клест – птица удивительная, в старину ее даже называли «Христова птица». Почему? Об этом – в следующем выпуске. (а пока вот вам ссылка на самую полезную книгу для следопытов - в ней и шишки, и следы на снегу, и всякие погрызы)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Курьяновская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Второй класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Урок в режиме технологии

личностно ориентированного обучения

« С КЕМ ДРУЖИТ ЕЛЬ?»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Великанова Юлия Анатольевна

Тема: «С кем дружит ель?»

Цели:

Образовательные: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком.

Развивающие: способствовать формированию умений:

    выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации;

    оформлять результаты работы в виде плаката;

    рецензировать творческую работу одноклассников.

Воспитательные: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.

Средства обучения:

    Репродукция картины И.И.Шишкина «Ель», «Лесная глушь».

    Самодельные учебные пособия:

    кукла Лесовичок;

    конверт с заданием для самостоятельной работы;

    карточки-тесты с дополнительной информацией;

    карточки-инструкции;

    треугольники зелёного цвета для познавательной игры «Узнай новое о ели»;

    рисунки животных и растений елового леса.

Использованная литература.

    Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2000.

    Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1991.

    Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.

    Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения // Начальная школа, 2003 №12.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, а в начале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Каким бы вы хотели видеть сегодняшнее занятие?

Д. Весёлым, интересным, хотим узнать что-то новое.

У. Вспомним правила поведения на уроке:

    на уроке будь старательным, будь спокойным и … / внимательным/;

    говорите чётко, внятно, чтобы было всё… /понятно/;

    если хочешь отвечать – надо … /руку поднимать/;

    будь прилежным на уроке, не болтай, ты не … /сорока/;

    если друг стал отвечать, не спеши … /перебивать/;

    а помочь захочешь другу – подними … /спокойно руку/;

    знай: закончился урок, коль услышал ты … /звонок/;

    когда звонок раздался снова … /к уроку будь всегда готовым/.

2. Целеполагание и мотивация.

У. Начнём с повторения. К нам пришёл Лесовичок, принёс иллюстрации. Рассмотрите их, назовите каждое растение.

Д. Ель, сосна, берёза, осина.

У. Как назвать одним словом?

Д. Деревья.

У. Разделите деревья на две группы, поясните.

Д. Ель, сосна – хвойные растения, берёза, осина – лиственные растения.

У. Назовите отличительные признаки хвойных растений.

Д. Круглый год стоят зелёные, листья видоизменены в иголки, в конце зимы созревают шишки с семенами.

У. О каком дереве пойдёт сегодня речь, узнаем из письма /письмо читает ученик/:

«Я росла в лесу, недалеко от дома лесничего. Летом меня поливали дожди, зимой засыпало снегом. Вокруг шла обычная лесная жизнь: туда - сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. Я выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась моя мечта попасть в город, к людям на праздник. Я была счастлива в нарядных блестящих украшениях, но… Счастье было недолгим: закончилось новогоднее представление, и меня выбросили, как ненужную вещь».

У. О каком дереве идёт речь?

Д. О ели.

У. Что вы знаете о ели? /Свободные высказывания не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы «Это интересно…», «Ты думаешь, что прав?», «Откуда ты это знаешь?».

У. Очень часто люди губят ели, вырубая на новогодний праздник тысячи и сотни тысяч ёлочек. Правильно ли это? Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Жизнь каких животных и растений зависит от ели? Чтобы ответить на эти вопросы, поближе познакомимся с елью.

3.Формирование новых знаний и умений.

У. В нашем краю ель – одно из наиболее распространённых деревьев в лесу. Что же оно собой представляет?

    Познавательная игра «Узнай новое о ели».

Каждая часть ели представляет собой треугольник зелёного цвета. Всего треугольников четыре. Они находятся у доски в горизонтальном положении. С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели:

Известно 45 видов ели.

В нашей стране растёт 10 видов ели.

Высота взрослого дерева 30 – 40 метров.

Толщина ствола достигает 1 метра.

Хвоя держится на дереве 7 – 9 лет.

В лесах встречается ель европейская и ель сибирская.

Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прикрепляют треугольники один под другим, составляя ёлочку.

    Беседа по картине И.Шишкина «Лесная глушь».

У. Как называются леса, в которых растут ели вместе с берёзами, осинами?

Д. Смешанные.

У. Как называются леса, в которых растут только ели?

Д. Еловые.

У. Какой же он, еловый лес? Посмотрите на репродукцию картины И.Шишкина и попробуйте ответить на вопрос: «Какой же он, еловый лес?»

Д. Свободные высказывания.

У. « Художник изобразил е6ловый лес и таинственным, и сказочным, и изумрудным, и молчаливым, и сумрачным. Здесь мало света даже в солнечный день. Еловые лапы с жёсткими хвоинками растут почти до самой земли, и задерживают солнечные лучи. Может показаться, что в еловом лесу нет животных, мало растений. Так ли это?

    Физкультминутка «Дерево».

Дерево кончается где-то в облаках, Все стоят врассыпную, поднимают руки вверх.

Облака качаются на его руках. Качание поднятыми руками.

Эти руки сильные рвутся в вышину, Движение качания усиливается, корпус

Сгибается вправо, влево.

Держат небо синее, звёзды и луну. Во время качания перебирать пальцами.

    Работа в группах.

а). Планирование работы.

Лесовичок приносит задание для самостоятельной работы. Учитель знакомит учащихся с инструкцией по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для группы 1

1. Рассмотрите иллюстрации. Каким птицам и зверям ель даёт пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Используёте дополнительный материал с листа.

2. Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 2

1.Рассмотрите иллюстрации. Какие растения произрастают в еловом лесу? Подумайте, что может произойти с этими растениями, если люди вырубят ели? Используйте дополнительный материал с листа.

2.Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 3

1.Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?

Для ответа на вопрос используйте дополнительный материал с листа.

2.Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего).

Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный результат деятельности.

б). Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание. Выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации. Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Информация для группы 1

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнёзда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем бросает её. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Информация для группы 2

Не всякое растение может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, черника, кислица, брусника. Они сравнительно малотребовательны к плодородию почвы.

В еловом лесу можно обнаружить грибы – сыроежки и рыжики. Грибы помогают елям расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдают деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывают из почвы. Грибы лечат лес, без них деревья болеют.

Часто в выгнутой шляпке гриба скапливается вода, которую пьют животные и птицы в жаркий день.

Информация для группы 3

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зелёная. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живёт до 500 лет. Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Только в нашем селе к новогоднему празднику каждый год вырубается более 50 елей.

В). Фронтальная работа – выступление групп. Оформление результатов работы.

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос. Оформляет результаты своей работы на магнитной доске: животные и растения рядом с елью. Учитель внимательно слушает и помогает рецензировать работу.

Отвечая на вопрос: «С кем дружит ель?» - учащиеся делают вывод:

    в природе всё взаимосвязано;

    ель в лесу связана со многими живыми организмами – животными, растениями, грибами;

    человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

У. Как нужно относиться к природе?

Д. Бережно, по-хозяйски, любить, охранять.

У. У нас получился плакат (природоохранный знак), который можно установить около леса. Необходимо придумать надпись, призывающую беречь ели.

Д. Примерные ответы: «Берегите ели», «Охраняйте ель», «Не губите еловый лес».

4. Закрепление изученного материала.

Тест на правильность утверждения.

Учитель читает вопросы. Если учащиеся считают, что в предложении всё сказано правильно, они ставят «+» (крестик), если неправильно – «0» (нуль).

Тест на правильность утверждения

Итог занятия.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Что нового мы узнали сегодня на занятии?

    Что понравилось?

    Что не понравилось? Почему?

    Что бы хотелось выполнить ещё раз?

У. Сегодня, ребята, вы мне очень понравились. Мне было приятно работать с вами. Спасибо вам за помощь в работе.

    Домашнее задание.

У. Нарисуйте ель в лесу, желательно с теми живыми организмами, которые живут вместе с нею.